07 ноября 2019 года была организована выездная экскурсия в с. Верхний Еруслан Старополтавского района Волгоградской области, в ходе которой сотрудники и дети сотрудников Старополтавского районного суда и судебного участка № 52 Волгоградской области, ученики «Школы правового воспитания» посетили Верхнеерусланский церковный ансамбль – «кирху Гнадентау» в с. Верхний Еруслан Старополтавского района Волгоградской области.
ГНАДЕНТАУ (Gnadentau, Росное, Собачий Колонок), ныне с. Верхний Еруслан Старополтавского района Волгоградской области, немецкая колония в Левобережье Волги, на левом берегу реки Еруслан. Колония находилась в 446 верстах от города Самары, в 150 верстах от города Саратова и в 150 верстах от уездного города Новоузенска. С 1871 г. до октября 1918 г. входила в Торгунскую (с 1914 – Луговую) волость Новоузенского уезда Самарской губернии.После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Гнадентау являлось административным центром Гнадентаусского сельского совета. Первоначально село Гнадентау входило в состав Торгунского района Ровенского уезда. После ликвидации в 1921 г. уездов вошло в Ровенский район, а с 1922 г. было включено в состав вновь образованного Старо-Полтавского кантона, где и находилось до ликвидации АССР НП в 1941 г. После депортации немцев и упразднения кантонов с. Гнадентау в составе Старо-Полтавского района отошло к Волгоградской области и было переименовано в с. Верхний Еруслан.
Колония основана в 1860 г. как дочерняя. Ее основателями стали колонисты, проживавшие ранее в материнских колониях Гримм (Лесной Карамыш, ныне пос. Каменский Красноармейского района Саратовской обл.), Диттель (Олешна, ныне Алешники Жирновского района Волгоградской обл.), Меркель (ныне Макаровка Жирновского района Волгоградской обл.), Мюллер (Крестовый Буерак, ныне не существует), Мюльберг (ныне ЩербаковкаКамышинского района Волгоградской обл.), Россоши (Францозен, ныне Первомайское Красноармейского района Саратовской обл.), Усть-Кулалинка (ныне Галка Камышинского районаВолгоградской обл.), Шваб (Бутковка Камышинского района Волгоградской обл.), Штефан (Водяной Буерак, ныне Воднобуерачное Камышинского района Волгоградской обл.).Название колонии в переводе с немецкого означало «благодатная роса» и произошло от немецких слов «Gnaden» – «милость», «благодать» – и «Tau» – роса. От второй части немецкого наименования появилось и русское название колонии – Росное.
В 1888 г. в селе насчитывалось 172 домохозяйства и 140 жилых построек, 80 из них были деревянными, 60 – построены из сырцового кирпича. 52 жителя Гнадентау были заняты местными промыслами и работали в имевшихся в селе 11 торгово-промышленных заведениях, в том числе на сарпинковой и красильной фабриках, на мельнице. В селе действовало одно питейное заведение. Большинство жителей Гнадентау занималось земледелием. Поселенцы специализировались на разведении пшеницы, но и посевы ржи составляли примерно ¼ часть от посевов пшеницы. Благоприятные для земледелия годы сменялись неурожайными. Огромное значение для развития сельского хозяйства имели природно-климатические условия. Почва вокруг поселения отчасти была глинисто-песчаной и солончаковой, что препятствовало произрастанию растений.Форма землевладения являлась общинной. Многие колонисты предпочитали обрабатывать не по одному, а по 2–3 надела (64 домохозяина из 172) и даже по четыре и более наделов (83 домохозяина). Постоянные полевые работы подталкивали поселенцев к модернизации сельского хозяйства. В 1888 г. у поселян было 78 железных плугов, 49 веялок, три жнейки. 65 домохозяев имели усовершенствованные земледельческие орудия, производимые самостоятельно или закупаемые в других немецких поселениях. Большинство земледельцев пользовались орудиями примитивного характера, производимыми кустарным способом. В 1908 г. в Гнадентау имелось пять конных молотилок и 150 лобогреек – простейших жатвенных машин, применявшихся для уборки зерновых культур и получивших свое название за то, что лишь срезали стебли культуры и требовали большого физического напряжения от рабочего, выполняющего вилами сбрасывание хлеба с платформы. Если во второй половине XIX в. земледельческие орудия поселенцев работали на конной тяге, то в начале ХХ в. в сельском хозяйстве начали использовать верблюдов. В 1888 г. у поселенцев Гнадентау имелось 625 рабочих лошадей, 327 волов, 410 коров, 1269 овец, 148 коз и 426 свиней. В 1908 г. у поселян имелось 716 лошадей, 495 волов и 80 верблюдов. В 1907 г. в селе было создано потребительское общество. По данным на 1908 г., в селе имелось 186 дворов, в 1910 г. их количество увеличилось до 207. В селе работала маслобойня и три ветряных мельницы. В 1906 г. было создано потребительское общество, объединявшее в 1910 г. 68 человек.
В 1920-е гг. в Гнадентау был открыт клуб, имелись кооперативная лавка, сельскохозяйственное кредитное товарищество, маслосыроколхоз и колхоз имени С. Орджоникидзе. В 1928 г. на реке Еруслан была построена плотина. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села, с 1942 г. село носит название Верхний Еруслан.
Школа и обучение детей. Первая церковно-приходская школа была создана в селе в момент его основания, в 1860 г. Имена всех шульмейстеров колонии не известны, однако первым школьным учителем являлся Бекер. Здание первой школы было деревянным. Со временем церковной общиной на собственные средства было построено кирпичное здание школы, в котором в настоящее время находится молитвенный дом современной лютеранской общины. В ХIХ в. занятия проходили в две смены. Большую роль в распространении грамотности среди жителей села сыграло открытие в 1880-е гг. второй школы – земской, где изучались закон Божий, чтение, письмо, арифметика, пение и русский язык. В 1888 г. более чем из 1100 жителей села грамотными считались 792 человека (67,9% всего населения), в том числе 298 мужчин, 266 женщин, 109 мальчиков и 119 девочек. Из 172 домохозяйств в 139 имелся хотя бы один грамотный или ученик школы, умеющий читать и писать.
Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. из 2080 жителей села 300 являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. В Гнадентау посещаемость школы детьми школьного возраста не была стопроцентной, 40 детей не посещали школу по причине бедности их родителей или ежедневной занятости в промыслах и ремеслах. В 1906 г. в земской школе обучалось 66 мальчиков, 44 девочки и работало два учителя, церковную школу посещало 60 мальчиков, 90 девочек, в ней также работало два учителя. Обе школы содержались на средства церковной общины. До 1912 г. учителем земской школы являлся Генрих Юнг, в 1912–1914 гг. его брат – Иоганн Юнг. В годы советской власти обе школы были закрыты и перепрофилированы в начальную школу.
Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. С момента создания колонии в 1860 г. Контора иностранных поселенцев по инициативе жителей Гнадентау подняла вопрос о создании отдельного гнадентауского прихода. Однако реализация этого решения затянулась на долгие годы. В 1863–1876 гг. община Гнадентау входила в приход Моргентау, созданный в 1863 г. для вновь образованных немецких колоний степного Левобережья Волги. В 1876 г. приход Моргентау был разделен на два прихода – Гнадентау и Веймар. Община Гнадентау превратилась в центр прихода Гнадентау, создание которого было утверждено 9 октября 1876 г. В приход кроме Гнадентау входили еще пять немецких лютеранских поселений – Визенмиллер (ныне с. Луговское Ровенского района Саратовской обл.), Фриденберг (ныне с. Мирное Ровенского района Саратовской обл.), Кана (ныне с. Кана Старополтавского района Волгоградской обл.), Моргентау (ныне с. СуетиновкаСтарополтавского района Волгоградской обл.), Блюменфельд (ныне не существует).После создания прихода Гнадентау, объединявшего в 1876 г. около 9 тысяч прихожан, церковная община остро нуждалась в приходской кирхе, в селе в то время имелся только молитвенный дом. В 1883 г. с приездом в общину первого пастора Густава Томсона в селе был построен пасторат и начался затянувшийся на долгие 16 лет сбор средств на строительство церкви, который активно проводился во всех шести селах прихода. Церковь была возведена в колонии в 1898 г., она имела статус приходской.
Поселенцы отказались от строительства церкви в типичном для немецких колоний «контор-стиле» и возвели настоящий архитектурный шедевр из красного кирпича в стиле неоготики. Церковь в Гнадентау была построена в стиле церкви Иисуса в Цюрихе (ныне ЗоркиноМарксовского района Саратовской области), возведенной еще в 1877 г. по проекту берлинского архитектора Иоганна Эдуарда Якобшталя (1839–1902). Профессор, тайный советник, ректор Технического Университета Берлин-Шарлоттенбург, член германской Академии искусств Якобшталь прославился преподаванием техники орнамента и своими изысканными архитектурными проектами. По его чертежам были построены вокзалы станций метро Александерплатц и Беллевю в Берлине (Германия), железнодорожные вокзалы в Кольмаре, Меце и Страсбурге (Франция), неоготическая башня церкви Святого Моритца в Миттенвальде (Германия) и др.
По заказу прихожан Цюриха в июле 1873 г. Якобшталь подготовил чертежи кирхи. Его проект был рассмотрен и одобрен губернским архитектором строительного отделения Самарского губернского правления Мурашовым и утвержден 13 сентября 1873 г. В сооружении храма в Цюрихе принимал участие саратовский архитектор Карл Тиден, который через два года, в 1879 г., построил точную копию Цюрихской церкви для лютеранской общины в Саратове. В 1898 г. практически по этому же проекту, однако с отклонениями в планировке апсиды, была построена третья кирха в Гнадентау. Дороговизна разработки нового церковного проекта заставила прихожан использовать уже имеющиеся чертежи.
По своей красоте все три кирхи вполне могли конкурировать с лучшими образцами европейского немецкого зодчества. К счастью, архитекторы и пасторы не разделяли храмы на центральные и окраинные, главные и второстепенные, а жители Гнадентау не считали себя проживавшими в незначительном селе или приходе.
Выбирая церковный проект и отдавая предпочтение известному европейскому мастеру, они стремились украсить и благоустроить свое родное село. Архитектурная композиция храма, соотношение его объемов и пропорций, элегантный шпиль с треугольными слуховыми окнами и парящим в небесах с крестом, украшенная орнаментом прямоугольная башня-колокольня с парными арочными окнами на четыре стороны света, ажурные кресты на башенках и другие характерные детали превратили эту церковь в одну из лучших в Поволжье.
В кирхе были установлены скамьи на 1000 молящихся. На центральной площади, рядом с церковью, находились пасторат, молитвенный дом, школа и деревянная звонница.Приход Гнадентау был создан под руководством пробста Левобережья Волги Франца КарлаГельца (1806–1883), стоявшего у истоков организационного оформления многих поволжских приходов. Гельц являлся в 1834–1883 гг. пастором в Варенбурге, находившемся почти в 80 км от Гнадентау, однако в первые годы создания колонии неоднократно проповедовал и проводил требы в общине Гнадентау. Благодаря реорганизации церковного округа Левобережья в 1870–1880-е гг. под руководством Гельца было создано три новых прихода: в 1876 г. – Гнадентау и Веймар, в 1882 г. – Брунненталь.
В результате реформы церковный округ Левобережья насчитывал в 1882 г. 18 приходов.
В первые семь лет вновь образованный приход не имел собственного пастора. Только 6 февраля 1883 г. по приглашению прихожан в приход прибыл 26-летний пастор Густав Томсон (1857–1913), окончивший факультет теологии в Дерптском университете и ординированный в колонии Вольская. С января 1883 г. молодой священник с энтузиазмом взялся за создание прихода, сбор средств на строительство церкви и решение насущных проблем церковной общины. Согласно церковным хроникам, его очень любили прихожане, а за заслуги перед поволжскими лютеранами в 1891 г. пастор даже был награжден золотым наперсным крестом. Однако 10 апреля 1888 г. Томсон был выбран пастором лютеранской общины Саратова и с 7 августа приступил к служению в новой общине. С 1893 г. Томсон являлся пробстом Правобережья Волги и часто посещал общину в Гнадентау. Пробст Томсон, умерший в Саратове в 1913 г., завещал 1000 рублей от своего состояния благотворительным учреждениям Гнадентау.
Благотворительное общество Гнадентау и приют для престарелых и сирот «Дом милосердия Бетель», основанный в селе 1892 г., были известны далеко за пределами прихода (в настоящее время здание приюта не сохранилось). В приюте «Бетель» в конце ХIХ в. содержалось более 50 престарелых, больных, не имевших средств к существованию и детей, оставшихся без попечения родителей. По уставу, одной из целей приюта объявлялось пресечение нищенства среди прихожан протестантского вероисповедания. Предметами занятия Общества были обеспечение пищей, кровом и одеждой престарелых, содействие в поисках работы способным к труду, воспитание просящих милостыню детей, снабжение бедных медицинскими пособиями, возвращение на родину нищих из других местностей.С установлением советской власти в стране началось проведение комплекса мероприятий, направленных на устранение церкви из сфер гражданской и государственной жизни и прекращение деятельности всех конфессий. В 1931 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в селе на тот момент времени церковь еще не была закрыта, в церковной общине насчитывался 1141 верующий, из них семь человек были отнесены к категории лишенцев (лишенных политических прав). Пастору Иоганну Шиллингу в данном секретном сообщении была дана следующая характеристика «выступает против директив Советской власти и колхозов». Пастор Шиллинг, выпускник ленинградской Семинарии проповедников, был арестован 23 февраля 1935 г. по обвинению в контрреволюционной пропаганде, приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей и умер в лагере.
Постановлением Президиума ЦИК 1929 г. «О регулировании колокольного звона в церквях» был ограничен, а в ряде мест совсем запрещен колокольный звон, и с церквей началось снятие колоколов. 15 сентября 1934 г. Комиссия по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья направила в Президиум АССР немцев Поволжья информацию о том, что здание кирпичной церкви в с. Гнадентау еще используется верующими, в церкви имеется пять колоколов весом 48 пудов, поэтому вопрос о переоборудовании здания церкви и снятии с нее колоколов требует специального рассмотрения.
Церковь в Гнадентау была закрыта самой последней среди поволжских лютеранских церквей. Официально она прекратила свое существование 21 декабря 1938 г. по постановлению Президиума ЦИК и Верховного Совета АССР немцев Поволжья, хотя богослужения в ней уже не велись и ранее. В Постановлении Президиума Верховного Совета АССР НП от 21 декабря 1938 г. говорилось: «Учитывая, что о закрытии церкви ходатайствует большинство граждан с. Гнадентау – 650 человек из 750, что составляет 87,2%, и на основании ст. 65 п. “б” Инструкции Постоянной Комиссии по культу при Президиуме ВЦИК от 16 января 1931 г., ходатайство населения с. Гнадентау о закрытии церкви удовлетворить и церковь закрыть. Передачу здания и распределение культового имущества привести в порядке ст. 40 и 41 Постановления ВЦИК и СНК “О религиозных обществах” от 8 апреля 1929 г.».
Алтарь лютеранской кирхи в немецкой колонии Гнадентау, сейчас село Верхний Еруслан
Численность населения. В 1859 г. на территории поселения, официально ставшего колонией только в следующем 1860 г., поселилось 130 человек, выходцев из материнских колоний. В 1883 г. в Гнадентау проживал 1081 человек, в 1889 г. – 1167. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г., в Гнадентау насчитывалось 1441 жителей, 1429 из них были немцами. По состоянию на 1904 г. общее количество населения составляло 1839 человек, в 1908 г. – 2308, в 1910 г. – 2332 человека. Приход Гнадентау в 1904 г. насчитывал 13 806 прихожан. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в Гнадентау проживало 2186 человек. В 1921 г. в селе родилось 69, а умерло 194 человека. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Гнадентау насчитывалось 1893 человека, в 1923 г. количество населения увеличилось до 1937 человек. По переписи населения 1926 г., село насчитывало 354 домохозяйства (из них 353 немецких), общее количество населения составляло 2017 человек (995 мужчин и 1062 женщин), из них 2008 немцев (951 мужчин и 1057 женщин). В 1931 г. в селе проживало 2235 человек, из них 2210 немцев.
Село сегодня. Ныне с. Верхний Еруслан Старополтавского района Волгоградской области. Сегодня в селе проживает около 600 человек. Лютеранская община села насчитывает около сорока человек.
Особую роль в возрождении общины и восстановлении церкви сыграл пастор Андрей Паутов. По признанию самого пастора, увидев однажды на фотографии полуразрушенный храм бывшего Гнадентау, он принял решение непременно посетить бывшую немецкую колонию. Впервые Паутов приехал вВерхний Еруслан в 1998 г. и был радушно принят маленькой «старой» общиной, которая предложила 24-летнему Андрею стать их проповедником. Такое решение не было простым для родившегося в столице А. Паутова, который по мере сил стал приезжать сюда с проповедями раз в месяц и руководить сложным и дорогостоящим процессом восстановления церкви. Силами самого пастора, его друзей, а также Анатолия АнатольевичаЗякина – предпринимателя, ставшего после государственной регистрации общины председателем церковного совета, началось возрождение из руин старого церковного здания: были вставлены окна и двери, отремонтирована наружная кровля. В 2002–2004 гг. при посредничестве пробста Волгограда Дитриха Хальмана финансовую поддержку процессу восстановления церкви оказывал церковный округ Коттбус (Германия). 19 августа 2004 г. храм был торжественно открыт и Андрей Паутов стал выполнять обязанности выездного проповедника в общине, проводя богослужения на русском языке. Официально он был ординирован в октябре 2006 г. в сарептской церкви Волгограда и служил в Верхнем Еруслане «вахтовым методом» – месяц в Москве, два в Еруслане – до своей трагической гибели в 2010 г.
Несмотря на отсутствие многих архитектурных деталей, которые Верхнеерусланская кирха имела до революции, она и сегодня приводит в изумление любого, кто ее увидит. Восстановление церкви еще полностью не завершено, службы в ней проводятся только в теплое время года. Зеленый церковный шпиль, хорошо заметный с трассы Саратов–Волгоград и не вписывающийся в сельский пейзаж, привлекает внимание всех без исключения водителей и пассажиров. Останавливающиеся здесь путники, очарованные великолепием храма, в восхищении замирают перед неописуемой красотой.Вверхнеерусланский церковный ансамбль входят расположенные на центральной площади, рядом с церковью, бывшее здание пастората и бывшая церковно-приходская школа. В здании пастората в годы советской власти размещалась начальная школа. В связи с постройкой в селе новой школы, руководство района приняло решение о сносе старого школьного здания, но, к счастью, разрешение на разрушение памятника архитектуры ХIХ в. получено не было. В настоящее время здание общине не передано, а используется в качестве склада. В бывшей церковно-приходской школе ныне располагается дом молитвы. На месте немецкого кладбища Верхнего Еруслана, все старинные надгробия которого уничтожены, в настоящее время находится действующее сельское кладбище.
Строительство шлюза около с. Верхний Еруслан